В Сибирь

Тоннель через Берингов пролив. Препятствия на пути к воплощению.

Тоннель через Берингов пролив может стать одной из величайших строек в истории человечества. Человек впервые сможет соединить Евразию и Северную Америку. Этот проект способен серьезно изменить современную систему грузоперевозок, в кратчайшие сроки превратить пустынные регионы Дальнего Востока в современные города, открыть и начать разработку новых источников полезных ископаемых в Якутии и на Аляске. Однако такой проект как и любой другой сравнимого масштаба трудноосуществим. Разработчики тоннеля через Берингов пролив столкнулись с рядом технических проблем. Предлагаю подробно остановиться на наиболее значимых из них.

 

Тоннель через Берингов пролив

 

Первая и, наверное, самая серьезная это ширина Берингова пролива, которая составляет целых 86 километров. А это в несколько раз больше тоннеля под Ла-Маншем. Опыта подобных строек просто не существует. Решение этой проблемы подсказала сама природа: в центре Берингова пролива расположены острова Диомида. Острова Диомида включают остров Ратманова и Крузенштерна. Первый, больший, принадлежит России, второй, меньший, США. На них планируется устроить некий перевалочный пункт, прервать непрерывную подводную часть тоннеля. Несмотря на отклонение от линии наименьшего расстояния между берегами можно будет сократить непрерывную подводную часть тоннеля и начать строительство сразу с нескольких сторон. Таким образом, современное видение проекта предполагает вначале соединить два острова и проложить по ним надводную часть тоннеля, а также разместить на островах оборудование и часть инфраструктуры. И только после этого начать рытье тоннеля сразу с нескольких сторон: от острова и от двух берегов. Это позволило бы сократить время работ в несколько раз. Однако высказываются опасения, что меньший из островов, остров Крузенштерна слишком мал для подобной цели.

Вторая проблема состоит в том, что строительство такого масштаба требует привлечения огромного количества людей и техники в регион работ. Взглянув же на карту можно увидеть, что регион то почти необитаем. Значит, перед началом строительства придется прокладывать сотни километров дорог и строить жилье для сотен строителей. Несложно представить, чем обернется стройка и как возрастут расходы уже в самом ее начале. А ведь нужно будет обеспечить постоянный подвоз строительных материалов и продуктов питания в регион с очень сложными климатическими условиями. С другой стороны все эти затраты должны создать множество рабочих мест и поспособствовать развитию региона. По предварительным подсчетам тоннель может создать около 150 тыс. новых рабочих мест.

Следующей проблемой является необычайная сейсмическая активность региона. За последние полвека именно на Аляске была зафиксирована наибольшая сейсмическая активность. Невнимание к этому факту может привести к ужасающим последствиям уже после сдачи объекта. Разработчики предлагают следующее решение. Тоннель планируется поместить в специальный кожух, закрепив его длинными тросами, что позволит ему частично двигаться и противостоять землетрясениям. Таким образом, для него будут нестрашны землетрясения до семи баллов. И, наконец, последняя проблема ставит под сомнение саму необходимость в таком тоннеле. Зачем, спрашивается соединять два практически необитаемых берега, если рядом есть развитый азиатский рынок с мощной сетью водных транспортировок. На этот счет приводятся следующие цифры.

Общая стоимость тоннеля составит порядка 65 млрд. долларов (данные на 2007 году). Стоимость самого тоннеля составит 10-12 млрд. долларов, остальные же деньги пойдут на строительство транспортного коридора. Планируется также прокладка оптоволоконного кабеля, железной дороги и постройка еще ряда объектов. Также магистраль сможет переключить на себя более трех процентов мирового грузооборота - а это поступление огромных средств только за счет транзита грузов. Также планируется объединить с помощью этого проекта энергосистемы Сибири, Дальнего Востока и Северной Америки, что принесет ежегодную экономию порядка 20 млрд. Появится возможность начать разработку полезных ископаемых данного региона. Бюджетные средства на проект тратиться не будут, планируется привлечение частных инвестиций. Как видно из уже опубликованных данных, у проекта практически нет недостатков. Однако его осуществление и эффективное использование возможно только при комплексном развитии региона, координации транспортной и энергетических систем нескольких стран. Один тоннель не в состоянии решить все существующие проблемы.